Малышева Галина Владимировна - учитель русского языка и литературы высшей категории.

 

Образование: высшее, окончила филологический факультет Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского,1987г.;

 

Награды: почетная грамота Министерства образования.

 

Звание: Ветеран труда

 

Диагностическая работа по теме

«Причастие» 7 класс

I вариант

1. Найти словосочетание «прич. + сущ.»

а) спелый крыжовник в) дремучий лес

б) шумящий ручей г) стелющийся туман

2. Найти словосочетание « прич.+сущ.»

а) освещенный лампой в) дремлющего старика

б) увлекающийся малыш г) шумный класс

3. Графически объяснить выбор орфограммы в суффиксе, расставить знаки препинания.

Хвал…щийся своими успехами, та...щий на солнце снег, ученики числ…щиеся по списку, колонны держ…щие балкон, по обстоятельствам (не) завис...щим от нас, косынка трепещ...шая на ветру, меч...щийся от страха зверек, тропинка еле вид...мая во тьме, колебл...мый ветром, подгоня…мый криком, бесследно раста...вшие тучи, увид…вший паука, ненавид...щий врага, рассе...вший сомнения, направ…вшийся по делам.

4. Образуйте от данных глаголов все возможные формы причастий. Почему от некоторых глаголов причастия не образуются?

услышать, кричать, построить, заполнять.

5. Вставьте пропущенные буквы.

Обещ...н(нн)ая награда, утер…н(нн)ые документы, зате...н(нн)ый сор, вывеш…н(нн)ый приказ, картины развеш…н(нн)ы по стенам, прострел...н(нн)ая фуражка, украш...н(нн)ы стразами.

6. Вставьте Н-НН, графически объясните выбор.

Рва….ая куртка, задача реше…а, дитя испуга…о, убра….ая территория, сея….ый через сито, организова….ая шефами поездка, шинкова….ая капуста, несея….ые травы, нежда…ый гость, медле….ый танец, утро тума…о, бригада ограниче…а во времени. 

7. Раскройте скобки, объясните выбор написания.

(Не)умеющий рисовать, (не)скошенный луг, калитка (не)закрыта, (не)сжатая рожь, (не)просохшая после ливня, (не)лающая, а притихшая собака, леса (не)сбросившие листву, ничем (не)нарушаемая тишина, (не)потушенные свечи, (не)написана работа.

8. Расставьте пропущенные знаки препинания, выделите причастные обороты (обособленные и необособленные).

В кабинете стало светло но Пушкин (не)замечавший этого продолжал работать. Синий свет заглянул в (не)занавеше(н,нн)ое с вечера окно. Поэт встал из-за стола подошел к дивану чтобы прилечь но увидел разброса(н,нн)ые по столу бумаги и стал собирать их.

Пушкин вышел в сад заброше(н,нн)ый и (не)ухоже(н,нн)ый уже давно. Он широко стал шагать по расчище(н,нн)ым от снега тропинкам. Этот стари(н,нн)ый сад был похож на сказочный лес с (не)хоже(н,нн)ыми тропами.

II вариант

1. Найти словосочетание «прич.+сущ.»

а) лаявшая собака в) обидчивый человек

б) волнистые волосы г) движущийся поезд

2. Найти словосочетание «прич.+сущ.»

а) слышащийся шорох в) растаявший вдали

б) в построенном доме г) обидевший друга

3. Графически объяснить выбор орфограммы в суффиксе, расставить пропущенные знаки препинания.

Хлопоч…щий о детях, дыш…щий в трубку, мельница маш…щая крыльями, девочка плач…щая от обиды, колебл…щиеся языки пламени,. леч…щий врач, растение широко стел…щееся по земле, прав…вший конями, ужал…вший ребенка, ла...вшую собаку, встрет…вшегося друга, раста…вший снег, саженцы оберега…мые юннатами, подгоня…мая ветром, поляна слабо освеща…мая луной, зверь движ…мый инстинктом.

4. Образуйте от данных глаголов все возможные формы причастий. Почему от некоторых глаголов не причастия не образуются ?

хвалиться, разгораться, увидеть, сломать.

5. Вставьте пропущенные буквы.

Засе…(н,нн)ое поле, слож…(н,нн) ое сено, засуш…(н,нн) на солнце, обстрел…(н,нн)ый порт, замеш…(н,нн)ый раствор, раскле…(н,нн)ы по городу, насто…(н,нн)ый чай.

6. Вставьте Н-НН, графически объясните выбор.

Пута….ый зайцем след, спрессова….ый торф, смышле….ый малыш,. назва….ый по имени ребенок, корчева….ый лес, выступления торжестве….ы,. купле….ый подарок, пуга….ый зверь, промасле….ый холст, баржа (не)разгруже….а, костюмирова… ое представление, кова….ый медью.

7. Раскройте скобки, объясните выбор написания.

(Не)освещенный солнцем, (не)успокоившиеся волны, (не)видимое издалека море, (не)имеющий соперников, роман (не)дописан, совершенно (не)подготовленный к уроку,

(не)останавливающийся ни перед какой преградой, (не)погибшая, а возрожденная из руин, посуда (не) убрана, (не)выспавшийся человек.

8. Расставьте пропущенные знаки препинания, выделите причастные обороты (обособленные и необособленные).

Веткой отломле(н,нн)ой от дерева охотник отметил след и пробрался ближе к реке протекающей совсем рядом. (Не)обыкновенный туман еще (не)рассеялся но в нем гасли очертания корабля медленно поворачивающего к устью реки. Его расправле(н,нн)ые ветром паруса ожили заиграли. Ветер (не)торопливо дующий с берега лениво теребил их. Охотник смотревший с берега удивленно протирал глаза пораже(н,нн)ый чудом. (Не)подоспевшие вовремя люди рассказу (не)поверили.